Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: коротко о главном

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным.

Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап.

Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Диагностика развития

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле.

Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее.

В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения.

В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму.

Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка.

 Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать.

Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.

Источник: https://PupsFull.ru/vospitanie/9-mesyatsev-rebenoku.html

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: развитие, питание, режим

Вашем любимому малышу исполнилось уже 9 месяцев. Каждый новый день приносит что-то удивительное и приятное, а ребенок требует к себе все больше внимания. Главная задача родителей – помочь малышу развиваться и познавать окружающий мир.

Как малыш развивается физически?

В этом возрасте важное значение по-прежнему имеет физическое развитие ребенка, которое определяется по нескольким показателям. Соответствующие данные приведены в таблице:

Мальчики Девочки
Рост 7,1 – 11 кг 6,5 – 10,5 кг
Вес 67,5 – 76,5 см 65,3 – 75,0 см
Окружность головы 42-47 см 42-46,5 см
Окружность груди 44,4-50 см 44-49,3 см

Малыши в этом возрасте уже активно пытаются ползать, уверенно сидят и одновременно пытаются дотянуться рукой до игрушки или другого интересного предмета.

Составляем правильный распорядок дня

Для детей любого возраста важную роль играет распорядок дня. Если родителям не удалось приучить малыша к режиму раньше, то в 9 месяцев можно начинать это делать.

Рацион питания

Если у мамы еще есть молоко, грудное вскармливание можно продолжать. Но грудное молоко уже не составляет настолько большую часть рациона. У малыша уже есть несколько зубов, а первый прикорм успешно пройден, поэтому ребенка можно постепенно приучать к более разнообразной взрослой пище.

Примерное меню для ребенка в 9 месяцев выглядит так:

  • 6 утра: завтрак. 200 мл грудного молока или детского питания, заменяющего его.
  • 10 утра: второй завтрак. 150 гр молочной каши (можно добавить немного отварного яичного желтка), молочная смесь, грудное молоко или кефир (50 гр).
  • 14 часов: обед. 190 гр овощного супа или 150 гр овощного пюре с мясом или рыбой (40 гр). Запивать еду лучше грудным молоком, смесью или кефиром.
  • 18 часов: полдник. 30 гр творога, 50 гр фруктового пюре, 150 гр детского кефира или йогурта без добавок.
  • 22 часа: ужин. 220 гр молочной смеси или грудного молока.

В течение дня ребенку можно давать легкие перекусы: печенье, сырое зеленое яблоко, сок.

Чтобы малыш быстрее привык жевать, в 9 месяцев пора приучать его к менее однородной пище:

  • Овощи можно не перетирать в пюре, а просто разминать вилкой. Дайте ребенку попробовать небольшое количество пюре, и если он нормально отреагирует на комочки овощей, дозу постепенно можно увеличивать.
  • Котлеты и тефтели готовим из сырого мяса (а не из отварного, как было раньше). Так мясо не будет таять во рту, и ребенок постепенно научиться его жевать.
  • Кроме соли, сливочного масла и сахара, в меню ребенка можно добавлять самые простые специи для внесения разнообразия (укроп, лук и петрушку). Всю зелень нужно обязательно измельчать, и варить вместе с остальными ингредиентами основного блюда.
  • Ребенок может самостоятельно грызть хлеб, откусывая от него небольшие кусочки.

Несмотря на то, что малыш уже сильно вырос, в его рационе не должно быть никаких консервов, а любой новый продукт следует вводить постепенно, начиная с малых доз. И не следует забывать о том, что каждый малыш индивидуален. К примеру, у ребенка может не получиться жевать. Не надо заставлять его, просто повторите попытки немного позже.

Игры и прогулки

Играть с девятимесячным очень интересно, так как ребенок в этом возрасте уже многое умеет и понимает. Основная задача родителей – сделать игру не только увлекательной, но и полезной с точки зрения развития ребенка.

К примеру, можно использовать следующие игровые приемы:

  • Познакомить малыша с его телом: показать, где находятся ручки, ножки, носик или ушки;
  • Показывайте ребенку эмоции через игрушки: жалейте мишку, смейтесь вместе с машинкой или танцуйте с обезьянкой;
  • Поощряйте любое повторение действий со стороны ребенка;
  • Покажите малышу, что можно складывать предметы один на другой, или доставать их из различных емкостей. К примеру, можно сложить небольшие игрушки в коробку и помочь малышу поочередно вынимать их оттуда;
  • Примитивные игры в прятки: накройте своей ладонью игрушку и объясните малышу, что ее обязательно нужно найти.

Важную роль играют и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Если раньше малыш на улице просто засыпал, то теперь время на прогулке станет одним из самых главных развлечений.

Для жителей пригородов и сельской местности прогулки в теплое время года могут быть практически неограниченными по продолжительности. Жителям больших городов лучше выбирать время, когда на улице не слишком жарко, а воздух не насыщен выхлопами.

Сон

В 9 месяцев ребенку по-прежнему очень важен дневной сон. К этому возрасту малыш, как правило, беспрерывно спит ночью, но продолжительность дневного сна должна составлять примерно 4 часа. Этот показатель может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Новое в эмоциональном развитии и рефлексах

В 9 месяцев дети очень охотно повторяют и воспроизводят различные звуки. Задача родителей – максимально поощрять малыша в этом занятии. Можно вместе воспроизводить звуки различных животных, учить малыша простым словам (к примеру, «дай»).

Характерными особенностями развития ребенка в 9 месяцев являются:

  • Превращение отдельных звуков в реплики;
  • Случайное попадание на части тела, которые просят показать родители;
  • Любит мять и рвать бумагу;
  • Самостоятельно листает книгу с толстыми страницами;
  • Самостоятельно встает, садится и ходит возле опоры;
  • Учится самостоятельно держать и брать чашку, тарелку, ложку;
  • Ищет знакомый названный предмет, если родители просят показать его.

В 9 месяцев ребенок вступает в важную стадию развития социальных отношений. Родители смогут заметить, что ребенок определяет, какие игрушки его любимые, и не хочет с ними расставаться. Кроме того, малыш начинает чутко реагировать на посторонних.

Если раньше любой незнакомый человек вызывал у ребенка восторг и интерес, то теперь он начинает с опаской относиться к незнакомцам.

Малыш овладевает мимикой и по его лицу очень легко определить удивление, интерес, грусть, скуку и другие эмоции.

Заботимся о безопасности

Поскольку девятимесячный малыш начинает активно ползать и передвигаться по дому, родителям стоит позаботиться о его безопасности:

  • Прикрыть все розетки заглушками, чтобы малыш не мог засунуть в них пальчик;
  • Убрать все острые, тяжелые и колющие предметы;
  • Спрятать бытовую химию и лекарства;
  • Если малыш начинает ходить, родители должны постоянно находиться рядом, чтобы малыш не ударился об острые углы мебели.
  • В таком возрасте не рекомендуется давать детям игрушки с мелкими деталями.
  • Дети 9 месяцев достаточно сильные, и с легкостью смогут оторвать часть игрушки и проглотить ее.
  • Поэтому любые игры и занятия должны проводиться строго под наблюдением родителей.

Ребенок в 9 месяцев по-прежнему требует пристального внимания родителей. И хотя малыш стал гораздо старше, это не значит, что потенциальных проблем со здоровьем или развитием станет меньше. Наиболее распространенные из них включают:

  • Проблемы со стулом. Они связаны с тем, что рацион малыша постоянно пополняется новыми продуктами, которые могут вызывать расстройства пищеварения или даже аллергию. Поэтому любой новый продукт нужно вводить постепенно, наблюдая за реакцией малыша.
  • Бытовые травмы. Ребенок в 9 месяцев очень подвижный, но еще недостаточно владеет координацией, поэтому падения и ушибы неизбежны. Родителям нужно постоянно находиться рядом, чтобы оказать ребенку своевременную помощь и подстраховать его.
  • Отставание от других детей. Мамы очень часто переживают, что их ребенок начал сидеть или стоять позже сверстников. В данном случае нужно помнить, что каждый малыш индивидуален, а его развитие зависит не только от усилий родителей, но и от генетической предрасположенности.
  • Температура, аллергия, простуды. В детей девятимесячного возраста активно прорезываются зубки, что может вызывать повышенную температуру, расстройства стула или даже аллергическую сыпь. Родители должны быть всегда готовы к подобным проявлениям. Лучше заранее проконсультироваться с педиатром и запастись всеми необходимыми препаратами для лечения и профилактики.

Малыш в 9 месяцев – это маленький человек, который вполне осознает свои действия и начинает подражать родителям. Именно в этом возрасте стоит уделять максимум внимания не только питанию и здоровью, но и развитию малыша, чтобы в дальнейшем он радовал вас своими улыбками.

Узнайте больше о развитии ребенка в 9 месяцев из видео:

Источник: https://mamina-lubov.ru/razvitie-detej/deti-do-goda/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-9-mesyatsev-razvitie-pitanie-rezhim.html

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев? Чек-лист для родителей

Физические способности

Сидение — это уже не для нас! Этап, когда малыш мог спокойно сидеть, наслаждаясь своим новым положением и умением, давно пройден. Многие дети в 9 месяцев уверенно стоят на ножках, держась за спинку манежа или другую опору. Особо шустрые крохи передвигаются по дому, ухватившись за руку родителей или опираясь на стулья и кресла.

Чтобы научить малыша ходить, лучше дать ему обе руки, иначе можно испортить крохе позвоночник. Не используйте ходунки! В крайнем случае сделайте из полотенца «вожжи» и поддерживайте за них кроху.

В целом, вопрос об обучении уверенной ходьбе в 9 месяцев в случае большинства детей ещё не стоит. Малыши могут продержаться на ногах минимум полминуты, но и не больше 5–10 минут.

Как утверждают эксперты сайта «Мама Лара», у ребёнка на ногах в этом возрасте сохраняется когтеобразное положение пальчиков: так малыш пытается удержать равновесие, словно цепляясь за пол.

Со временем, когда ребёнок начнёт уверенно передвигаться, пальцы сами собой примут нормальное положение.

Что стоит поощрять в 9 месяцев, так это ползание. Оно укрепляет позвоночник, делает мышцы рук и ног сильнее. Как утверждает доктор Комаровский, если малыш сам не встаёт на ноги, не нужно его торопить. Природа сама подскажет, когда настанет подходящий момент. Раннее вертикальное положение, как и раннее сидение, деформирует опорно-двигательный аппарат.

Поскольку на четвереньках детки передвигаются со скоростью метеора и манеж уже не является сдерживающим предметом, не стоит оставлять ребёнка одного в комнате. Убирайте все опасные предметы из поля его досягаемости. Прекрасным тренажёром могут стать мягкое кресло или диван, на которые кроха заползает и с которых сползает по несколько десятков раз в день.

Наряду с крупной моторикой стремительно развивается и мелкая. Ребёнок с удовольствием:

  • хлопает в ладоши, играет в «ладушки»;
  • поднимает небольшие предметы с помощью указательного и большого пальцев;
  • листает страницы книжек;
  • показывает на картинке названный предмет;
  • рвёт кусочки бумаги, сминает пластилин;
  • бросает предметы на пол;
  • собирает пирамидку (кольца могут быть расположены пока не по порядку);
  • играет двумя игрушками, постукивая одной о другую;
  • играет в прятки (накрывается одеялом, пытается искать взрослых).

Если все указанные навыки у вашего малыша присутствуют, вы можете быть спокойны за его физическое развитие. Особое внимание следует уделять недоношенным деткам. Обязательно обращайтесь к врачу, если:

  • кроха не сидит в 9 месяцев;
  • плохо и неохотно ползает, мало двигается;
  • не проявляет интереса к игрушкам, новым предметам.

При наличии указанных симптомов помогут невропатолог, педиатр, ортопед.

Эмоции и речь

Хотя ваш малыш уже значительно подрос, мама по-прежнему остаётся для него источником благополучия и уверенности. Если родители покидают кроху на некоторое время, оставляя с няней или бабушкой, ребёнок может ощущать страх, капризничать. Неуверенно чувствует себя ребёнок и в незнакомой обстановке или если в дом приходят чужие люди.

В 9 месяцев проявляются первые признаки самостоятельности. В основном это происходит во время еды, когда малыш может залезть кулачком в кашу и отправить её в рот. Не следует ругать его за такие действия: самостоятельность нужно поощрять! Предложите зачерпнуть кашу ложкой: это ведь намного удобнее!

В крохе в 9 месяцев уже просыпается маленький хитрец. Если ему что-то не нравится (например, когда малышу вытирают нос, стригут ногти, укладывают спать), он может накрыться одеялом, спрятавшись от вас, или придумать другой способ избежать неприятного действия.

Эмоции крохи в 9 месяцев плещут через край. Это настоящая обезьянка, которая всё повторяет за вами: звуки, движения и даже мимику. Этот период можно посвятить изучению животных.

Показывайте и называйте зверей на картинках, на улице, в мультфильмах и передачах. Проговаривайте звуки, которые произносят животные, и пусть кроха за вами повторяет.

Это будут первые самостоятельные попытки членораздельной речи, не считая лепета, который вы слышали до сих пор.

Развивая речь малыша, ставьте ему развивающие мультфильмы, герои которых чётко и выразительно произносят простейшие слова — например, «привет», «пока», «спасибо». Ребёнок быстро усвоит ситуации, в которых эти выражения уместны, и через некоторое время сам начнёт их употреблять.

Разговаривая с крохой, не коверкайте слова, не изменяйте их на детский манер. Пусть кошка остаётся «кошкой», а не «кисей», утка — «уткой», а не «утей». Если ребёнок запомнит неправильное произношение, в старшем возрасте переучить его будет трудно.

Хорошо развивают речь пальчиковые игры. «Сорока-ворона» — классический пример игры, в которой присутствуют и рифмовка, и массаж кончиков пальцев.

Учёными доказано: регулярная разминка для рук повышает работоспособность мозга, способствует совершенствованию речи. Только не забывайте: работать нужно с обеими руками.

Если игра односторонняя, обязательно повторите её с другой руки. Много пальчиковых игр есть на видео.

Развитию моторики, мышления будут способствовать и игры с мячом, кубиками. В 9 месяцев кроха может построить настоящий дом! Пусть пока игрушечный, из кубиков, всего в 2 этажа, но это уже достижение! А мячик достаточно пока просто подержать в руках, подбросить. Юный футболист готов! И не забывайте о бытовых предметах. Кастрюли, ложки, половники — крохе интересно всё!

Бытовые навыки и уход за ребёнком

Откройте любой форум, посвящённый воспитанию детей. Вы заметите: мамочек интересует не только общее развитие крохи, но и правильный уход за ним, который обеспечит комфортное времяпровождение. Что необходимо для 9-месячного малыша?

  • Безопасное пространство для передвижения и игр. В зоне пребывания крохи уберите мебель с острыми углами, опасные для крохи предметы (вазы, посуду, электронную технику). В электрические розетки необходимо поставить заглушки. Не оставляйте ребёнка одного в манеже или на высокой кровати: он может упасть!
  • Внимание к здоровью. В 9 месяцев малыш теряет большинство материнских антител и становится очень чувствительным к инфекциям. Он может чаще простужаться, дольше болеть. Не расстраивайтесь, но постарайтесь в этот период ограничить кроху от частых контактов с чужими взрослыми людьми и детьми.
  • Разнообразное питание. Рацион 9-месячного ребёнка всё больше приближается к меню взрослого человека. Наряду с мягкой пищей следует вводить твёрдые продукты (фрукты, овощи, сухари и т.д.). Однако кроха ещё слишком мал, чтобы употреблять мелкую твёрдую пищу (орехи, изюм, курагу, леденцы, кукурузу и т.д.): он может просто подавиться.
  • Сон. Малыша в 9 месяцев следует укладывать, формировать ритуал отхода ко сну. Если кроха засыпает сам, поощряйте это и всячески способствуйте самостоятельному засыпанию. Не кладите рядом с ребёнком бутылочки с кормом, не давайте их ему перед сном. Заснув с бутылочкой во рту, дети могут подавиться.
  • Прогулки. Пребывание на свежем воздухе минимум час в день даже в холодную погоду остаётся обязательным. На прогулке ребёнок чаще бодрствует, чем спит. Приобретать обувь для улицы пока не нужно, даже если ваш малыш пытается вставать на ноги. Можно ограничиваться комнатными тапочками и учиться ходить в домашних условиях, а на улице пока ездить в коляске.

Если все указанные этапы развития ваш кроха прошёл, вы можете быть спокойны: с вашим ребёнком всё нормально! Если вы заметили отклонения, немедленно обращайтесь за помощью к врачу: чем раньше будет выявлена патология, тем быстрее получится её ликвидировать.

Итак, какие основные навыки должны быть у малыша в 9 месяцев?

  • Активно ползает, сидит, пытается вставать на ноги (пока неуверенно).
  • Эмоционально реагирует на чужую обстановку, людей, скучает без папы или мамы.
  • Берёт игрушки пальцами, стучит ими, бросает на пол, собирает домик из кубиков, пирамидку.
  • Пьёт из чашки, пытается сам кушать.
  • Подражает окружающим звукам, произносит отдельные слоги (возможно, первое слово!).

Если вы хотите поделиться своими наблюдениями за детьми, дорогие читатели, оставляйте свои комментарии и делитесь полезным опытом.

Источник: http://nii-evrika.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-9-mesyacev/

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев – 9psy.ru

Девятимесячный карапуз это уже не неуклюжий пухленький ангелочек, постоянно сидящий на руках у мамы. Это полноценные одиннадцать килограммов любопытства и шустрости, которые постоянно перемещаются по дому и улице, и совсем не желают смирно сидеть в коляске или кроватке.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

В целом периоды сна и бодрствования остаются прежними: около десяти часов ночью и по два раза днем. Но появляются свои нюансы.

Так как день теперь насыщен новыми событиями и подвигами, а вокруг столько всего интересного, малыш начинает сопротивляться при укладывании на дневной сон. Поэтому необходимо строго следить за режимом дня, так как расширение кругозора – занятие утомительное и требует полноценного отдыха перед новыми свершениями.

Психологическое развитие на 9 месяце жизни

Речь малыша постоянно совершенствуется, появляются новые слоги, новые звуки. Уже изученные слова приобретают смысловое значение: теперь «мама» означает именно маму, а не все подряд. А еще проявляется ярко-выраженная реакция на собственное имя. Когда ребенок слышит, что его зовут, он оборачивается и улыбается.

Эмоции так же приобретают вполне осмысленную нагрузку. Если малыша рассмешить – он засмеется, а если отругать – разозлится или обидится.

Поисковые навыки достигают своего пика. Малыш с легкостью находит нужный предмет, ему уже не обязательно показывать на желаемое, достаточно просто проговорить вслух название предмета. А сам кроха теперь не только показывает пальчиком на желаемый предмет, но и на место, которое хотел бы изучить подробнее.

Постарайтесь убрать повыше бьющиеся или травмоопасные предметы и приобретите специальные замки на дверцы шкафов. Этим вы убережете малыша от лишних опасностей, а ценные вещи от поломок. А заодно и стимулируете инстинкт исследователя. Да, естественно он научится открывать все замки, даже если дверца будет заколочена, но гораздо позднее. А пока у вас еще есть шанс спрятать все ценное повыше.

Игра в прятки теперь гораздо интереснее. Даже если вы спрячетесь от крохи в другой комнате, он найдет вас по голосу или звукам. Теперь его уже не провести, накрывшись одеялом.

Рекомендуем ознакомиться:  Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

Движения и действия малыша в этом возрасте

Ребенок может довольно долго сидеть с интересной игрушкой, вставать без помощи и опоры.

Теперь он помогает вам одеваться, просовывает ручки в рукава курточки, а ножки – в штанишки. К летающим с головы шапкам добавляются тапочки. Да, малыш уже прекрасно умеет самостоятельно разуваться, особенно если обувь не предполагает тугого шнурования.

Все чаще карапуз берет предметы двумя пальчиками.

Мягкие игрушки или куклы с волосами в этот период, как правило, теряют изрядную часть своей шевелюры именно из-за щипкового хватания, а иногда малыш может довольно ощутимо ущипнуть и маму.

А если попытаться отобрать у него любимую игрушку, он, скорее всего, станет вас отпихивать, злиться или даже плакать. Зато он уже хорошо управляется с ложкой, может есть самостоятельно, как взрослый человек.

Для удобства малыша приобретите специальный стульчик для кормления. В нем ребенок сможет спокойно сидеть за одним столом с родителями и самостоятельно кушать, практически не прибегая к помощи мамы. А еще стульчик для кормления сделан из клеенчатого материала, который легко отмывается.

Но самый интересный навык девятимесячного возраста – это, конечно, хождение. Теперь ребенок топает всегда и везде, на руках у мамы ему становится тесно. Некоторые детки в этом возрасте уже спокойно топают на большие расстояния, не используя опоры, а некоторые только начинают осваивать этот способ передвижения.

Основные направления развития

Основным направлением для развития девятимесячного карапуза по-прежнему остается обучение речи. Мама продолжает много разговаривать с малышом, читать ему сказки, петь песенки. Хорошо, если он присоединяется к пению и пытается подражать маме.

Отдайте предпочтение простым стишкам с повторяющимся набором звуков. Так ребенку будет проще освоить и запомнить услышанное.

Продолжайте использовать мешочки с мелкими шариками и крупами. Чаще включайте в игру погремушки и конструкторы. Помните, развитие моторики и развитее речи напрямую связаны, поэтому, чем быстрее малыш освоит операции с мелкими предметами, тем быстрее заговорит.

Разрешайте ребенку рвать листики, мять и пробовать на вкус. Только используйте качественную мелованную бумагу, без рисунков или других следов краски.

Стимулируйте у крохи желание подниматься и тянуться выше. Например, поместите любимую игрушку так, чтобы он мог ее достать только встав на ножки и вытянув ручку.

Рекомендуем ознакомиться:  Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Не запрещайте ребенку кидать игрушки или ломать пирамидки из кубиков. Сейчас его основная задача – познавать свойства предметов, и бросание на пол или разламывание как ничто способствуют этому познанию.

Игры в 9 месяцев

Главная задача для мамы в этот возрастной период – активно включаться во все игры ребенка. Только не нужно вмешиваться в сам процесс игры, достаточно просто помогать и поддерживать, когда у малыша что-то не получается. В таких играх важным моментом, помимо близости с мамой, является получение совместного эмоционально опыта.

К девяти месяцам появляются новые игрушки:

  • Матрешка. Хорошая замена для коробок. Малышу будет очень интересно разбирать и собирать ее.
  • Кубики. Как обычные игровые, так и с алфавитом или цифрами. Очень полезная игрушка для развития навыков в собирании наравне с пирамидкой.
  • Игрушки – вкладыши. Если вы еще не приобрели набор развивающих игрушек Монтессори, сейчас самое время обзавестись такими игрушками – вкладышами.

Выделите в каждой комнате место для игрушек. Это очень облегчит жизнь вам и займет малыша, если вы, например, находитесь на кухне или в ванной.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

К девяти месяцам появляются первые отличия в развитии мальчиков и девочек. Эти отличия обусловлены различным строением мозга.
Так, мальчики раньше девочек начинают ходить и раньше осваивают пирамидки и конструкторы, потому что в них сильнее заложенное природой стремление к познанию и открытиям.

Зато девочки раньше осваивают речь, быстрее учатся копировать действия взрослых. Так, уже в этом возрасте можно увидеть маленькую принцессу, подражающую маме, когда та красит глаза или качает куклу.

Источник: https://9psy.ru/deti/do-goda/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-9-mesyacev

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки». Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия». Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга.

Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости.

Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку.

Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно.

Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку». На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать. 

Упражнение «Покатаем мяч». Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать  намеченной цели.

В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов.

Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное  развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров.

Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики.

Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?». Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри.

Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне».

Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?». Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч.

Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы.

Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик.

Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать.

Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова.

Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла.

Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику.

  Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется.

Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет». Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя  некоторое время спросите малыша: «Где уточка?».  Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на  тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!».

Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно.

Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.     

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1184/devyatyy-mesyac-zhizni-malysha

Ссылка на основную публикацию