Режим дня ребенка в 1 месяц: особенности биологического ритма

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя.

В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место.

Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

За и против – как достичь компромисса

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются.

Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики.

Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка

  • Своевременные прогулки, достаточное количество сна, правильное питание соответственно возрасту – поддержка здоровья карапуза.
  • Режимные моменты усваиваются подсознательно, что способствует глубокому сну, отменному аппетиту и хорошему настроению.
  • Родителям удобно планировать день, если есть понимание, когда чадо будет спать, кушать, гулять.
  • Режим вносит в жизнь младенца определенность, понятие границ, правил, а это необходимое условие формирования базового доверия к миру, благодаря которому дети обретают желание познавать окружающую действительность и взаимодействовать с ней. 
  • Развивается навык самодисциплины, самоорганизации, а также умение адекватно воспринимать необходимость делать одни и те же дела в определенное время.
  • Необходимые повторяющиеся занятия выполняются «на автомате» — высвобождается ресурс для нерегулируемых занятий (гости, праздники, посещение мероприятий).

Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко.

Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:

  • Наблюдайте за ребенком, учитывайте его естественные потребности и привычки. Если чадо хочет спать, не нужно заставлять его бодрствовать во имя распорядка – такие действия отрицательно скажутся на здоровье, самочувствии, настроении крохи, пострадает в итоге вся семья.
  • Ищите компромисс. Устанавливайте режимные моменты так, чтобы они подходили всем членам семьи. Если в семье есть другие дети, наверняка младшему отпрыску придется приспосабливаться к их распорядку.
  • Сохраняйте последовательность. Придерживайтесь установленных норм и правил, чтобы малыш мог привыкнуть к ним, осознать как нечто постоянное, непреложное.
  • Будьте гибкими – режим ребенка с возрастом меняется естественным образом, под него надо подстраиваться, учитывая биологические ритмы, изменившиеся условия жизни, состояние здоровья. 
  • Уделяйте особое внимание поддержанию комфортной температуры и влажности в квартире, регулярно проветривайте комнату – дома должно быть прохладно, свежо. На ночь желательно ставить окна на микровентиляцию: отсутствие поступления воздуха делает сон беспокойным, некрепким.
  • Учитывайте способ вскармливания карапуза. Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди до 4-5 раз за сутки, в том числе ночью – это абсолютно нормально. Количество прикладываний постепенно сокращается к году, однако периоды прорезывания зубов, болезни, кризисы могут сопровождаться резким увеличением числа кормлений. Грудное вскармливание не является фактором, мешающим установить распорядок дня, просто нужно понимать, что прикладывание к груди – это не столько еда, сколько необходимый малышу контакт с мамой, способ успокоения, получения любви.

Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:

  • Проанализируйте естественный режим карапуза – когда он кушает, спит, когда предпочитает гулять и купаться.
  • Медленно сдвигайте моменты приема пищи и дневного отдыха таким образом, чтобы ребеночек кушал и спал в одно время каждый день. Постепенное смещение тихого часа и трапез может занять до 8 недель.
  • Действуйте медленно. Чем младше ребенок, тем сложнее заставить его бодрствовать, когда он хочет спать, или оттягивать момент трапезы. Не стоит «ломать» кроху ради того, чтобы непременно уложиться в заданные рамки.
  • Перед сном организуйте спокойную, тихую деятельность, активные водные процедуры, шумные подвижные игры проводите за час-два до отхода ко сну.
  • Много гуляйте.
  • Правильно организуйте кормления – синхронизируйте их с собственными трапезами, не перекармливайте чадо, не перебивайте аппетит неуместными перекусами.
  • Вводите ритуалы, соблюдайте определенную последовательность действий (купание, легкий ужин вместе с мамой и папой, расслабляющий массаж или книжка для деток постарше, засыпание). 
  • Насыщайте дни малыша разнообразной активностью: принимайте гостей, играйте, делайте зарядку, массаж, гимнастику, запишитесь в бассейн, на «развивашки» для самых маленьких. Ориентируйтесь на реакции ребенка – если он хорошо переносит такой насыщенный образ жизни, это пойдет на пользу всем домочадцам, если же ухудшается настроение, ночной отдых становится беспокойным, появляются истерики, лучше выбрать более спокойное, размеренное времяпровождение.
  • Не начинайте приучение к режиму во время болезни, при наличии каких-то серьезных изменений в жизни семьи, стрессов.

Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

  • Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.
  • Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.
Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах.

Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика.

На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Источник: https://PupsFull.ru/vospitanie/rezhim-dnya-dlya-rebenka.html

Режим дня ребенка в 1 месяц: сон, питание, прогулки, массаж, общение

Появление на свет маленького человека всегда волнительное событие, а первый месяц его жизни — очень важный период. За это время малыш адаптируется к условиям жизни, учится сам питаться, дышать, чувствовать себя раздельно с мамой. В связи с этим очень важно, чтобы период адаптации ребенок провел в оптимально приемлемых условиях.

Необходимо в первый месяц жизни крохи правильно организовать его режим: прогулки, питание, купание. Верно построенный распорядок дня в первые дни жизни младенца окажет благоприятное влияние на дальнейшее его развитие и положительно отразится на самочувствии.

Когда режим отлажен, поведение ребенка спокойное — у него хорошее настроение и он проявляет активность. Совсем не капризничает, хорошо спит, с родителями с удовольствием контактирует. В свою очередь, новоиспеченные мамы не нервничают по поводу поиска свободного времени и места, а получают истинное наслаждение от материнства.

Примерный режим дня в 1 месяц

Все, что требуется от малыша в первые 30 дней, это учится контакту с родителями через попытки улыбаться и агукать, и конечно же, кушать и спать. Ребенок, которому отведен определенный режим питания, сна и прогулок, быстрее и лучше приспосабливается к биологическим ритмам. Он четко различает день и ночь, и не путает их.

По наблюдениям психологов можно сказать, что те дети, которые в первые дни жизни имели отлаженный режим дня и соблюдали его, в дальнейшем были более собранными, дисциплинированными и уверенными в своих силах.

Сон

После рождения младенец в первые две недели своей жизни большую часть суток спит (18-20 часов). Просыпается он только во время кормежки. К середине месяца малыш уже спит меньше. В период бодрствования малыш помимо того, что кушает, еще пытается узнать мир, который его окружает. Он надолго задерживает свой взгляд на больших ярких предметах, рассматривая их. Пытается уловить звуки вокруг, реагирует на мамин голос.

Питание

В недалеком прошлом почти все мамы кормили своих новорожденных детей строго по расписанию, потому что так рекомендовали педиатры. По такой схеме получается, что прием пищи у ребенка происходит примерно каждые 3 часа. И даже сегодня многие специалисты советуют поступать именно так.

Но все же лучший вариант — это кормить ребенка тогда, когда он этого сам хочет. В первые месяцы жизни это очень важно для крохи, ведь главная его потребность – питание.

По статистике большая часть грудничков требует пищу примерно 6-8 раз за сутки.

Но здесь необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка и объем разового приема пищи, не важно будет это грудное молоко или приготовленная смесь.

В первый месяц ребенок должен съедать зараз около 50-90 мл специальной детской смеси или грудного молока. В основном молодые мамы придерживаются правила – кормить, пока не насытится.

Нужно только не забыть об одном моменте – при искусственном кормлении малыш насыщается быстрее, чем при вскармливании грудным молоком. Все потому, что искусственные молочные смеси насыщены микроэлементами и разными жирными кислотами.

Вот и выходит, что для того, чтобы утолить голод, малышам на искусственном питании вполне достаточно малой порции.

Но тогда здесь должны быть промежутки между кормлениями несколько дольше, чтобы молочная смесь усвоилась и желудок успел все переварить.

Главное — избежать перекармливания. Иначе могут возникнуть трудности с пищеварением, у ребенка появятся колики, он будет часто срыгивать, возможны запоры.

Купание

На первом месяце своего жизненного пути малыш еще знакомится с такой процедурой, как купание. С самых первых дней рекомендуется установить режим водных процедур. Лучше, если все будет происходить вечером, перед последним кормлением на ночь.

Для младенца необходимо приобрести специальную ванночку. Обязательно соблюдать температурный режим (36-37 градусов) с использованием особого термометра. Уже потом можно будет просто мерить температуру воды доверяя своим ощущениям. Можно в ванночку добавлять отвар разных трав: череды, ромашки, чистотела или других.

  • Читать подробно: Как правильно купать новорожденных детей

Прогулки

Прогулки для месячного ребенка очень важны. Безусловно, свежий воздух крайне полезен для малыша. Весной и летом нужно (совсем ненадолго) дать солнечным лучам погреть личико крохи. Так детский организм начнет вырабатывать витамин D, что препятствует развитию рахита. Ну и еще детки прекрасно спят во время прогулок на открытом воздухе.

Перед прогулкой необходимо учесть некоторые моменты:

  • Прогулки осуществлять только на 10-й день жизни, если ребенок рожден в срок и вполне здоров
  • Зимой гулять примерно 10 минут в день при температуре не ниже -10 градусов. Летом продолжительность прогулки может составлять 20 минут, с условием, что на улице не жарче 30 градусов

Массаж и гимнастика

В перерывах сна родителям необходимо найти время, чтобы позаниматься с малышом: выполнить некоторые упражнения и сделать ему массаж.

Сеанс детского массажа — это ласковые и осторожные поглаживания спинки младенца, его ручек и ножек. Животику тоже необходимо уделить внимание и выполнить круговые движения своей рукой по часовой стрелке. Так можно избежать запоров и колик у крохи.

Под гимнастическими упражнениями подразумеваются простые движения. Сгибание и разгибание ручек и ножек, только очень аккуратно. Дать ребенку свой большой палец и когда он его схватит своей ладошкой, осторожно приподнять малыша. Деткам нравятся такие занятия и они с удовольствием сами немного подтягиваются.

Перед сном, в ночное время, не рекомендуется выполнять какие-либо упражнения и массаж, а также заниматься подобными процедурами необходимо за полчаса до кормления.

Общение с малышом

В период первого месяца жизни с ребенком надо общаться и даже играть. То, что ему все это еще рано, ошибочное суждение. Ему это так же важно, как прием пищи или сон. В процессе игр и общения у малыша изначально формируется доверие к окружающему миру, так считают психологи.

Общаться и играть с крохой нужно в спокойной обстановке, когда он не хочет спать, сыт и ему вполне комфортно. Прекрасно подойдет для этого прочтение детских коротеньких стишков, можно спеть песенку или просто ласково поговорить с малышом. Можно поиграть с ним погремушками. Давать их ребенку, чтобы пробовал удержать, обязательно хвалить за это и всячески помогать.

Чем больше малыш будет получать ласки, внимания к себе и заботы, тем его развитие получится более гармоничным и уверенным.

Рекомендации родителям по установлению распорядка дня

Нельзя, чтобы ребенок спал до обеда, а ночью устраивал концерты. Такой режим, конечно же, необходимо менять. Не стоит насильно укладывать спать малыша или будить ни свет, ни заря.

Здесь прекрасно помогут прогулки. Не секрет, что все малыши крепко спят на свежем воздухе, так что нужно отправляться на прогулку в то время, когда у младенца запланирован сон.

Так можно будет отрегулировать, по крайней мере, дневной сон малыша.

Для того, чтобы кроха смог понимать, что наступило утро можно регулярно в утренние часы проделывать некоторые гигиенические процедуры.

Когда ребенок утром проснется, взять ватный тампон, смочить его в теплой воде и протереть личико малыша. Потом почистить ушки, носик, места опрелостей помазать детским кремом.

Если подобное выполнять каждый день в одно и то же утреннее время, малышу станет ясно – наступил новый день.

Во время ночного кормления не рекомендуется пользоваться ярким светом и громко разговаривать. Лучше включить ночник с приглушенным светом, а окончив кормить, легонько покачать малютку, чтобы вернуть ему сон.

В вечернее время желательно погасить верхний свет и использовать что-нибудь менее яркое, чтобы дать понять ребенку, что скоро ночь и нужно ложиться спать. Музыкальные карусельки на кроватке также могут помочь в этом вопросе. В скором времени малыш уловит связь между сменой обстановки и сном.

Тихая спокойная мелодия также поможет уснуть крохе. Колыбельная в исполнении мамы — прекрасный вариант. Делая это каждый вечер, можно будет заметить, что ребенок засыпает вовремя и достаточно быстро.

Весь первый месяц нелегко будет и малышу, и родителям, но нужно все же добиться соблюдения определенного режима. Тогда результат не заставит долго ждать.

Уже совсем скоро малыш будет ложиться и засыпать в строго отведенное время. Подобное даст возможность ему предугадывать дальнейшие действия и правильно реагировать.

Родители же, в свою очередь, смогут разумно распорядиться своим свободным временем.

Источник: https://babymir.net/rezhim-dnya-novorozhdennogo-rebenka-v-pervyj-mesyac/

Правильный режим сна и бодрствования новорожденного ребенка

Значение режима для новорожденного ребенка

Вся жизнь во вселенной находится во власти ритма. Давным давно люди заметили, что листья растений в течение суток совершают ритмические движения; цветы то расправляют лепестки, то сворачивают их в зависимости от времени суток. Позднее было обнаружено множество фактов, доказывающих, что все живые организмы имеют свои биологические ритмы, передающиеся генетически.

Жизнь на нашей планете подчиняется биологическим часам, связанным с вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

День сменяется ночью, а вместе с тем изменяются освещенность, температура окружающего воздуха, влажность, атмосферное давление и другие показатели окружающей среды. Эти параметры оказывают влияние на деятельность всех живых организмов.

Так, хищники выходят на охоту в ночное время, а днем отсыпаются в укромном месте. Организм человека бодрствует днем, а ночью спит, набираясь сил для активной деятельности на следующий день.

Объективные исследования давно доказали наличие в каждом живом организме циклических изменений различных физиологических показателей, то есть биологических ритмов.

Если проследить, как меняются в течение суток такие физиологические параметры организма, как артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания, температура тела и т. д., то можно отметить периоды наиболее высоких (днем) и наиболее низких (ночью) их значений.

Самым существенным для человека параметром, изменяющимся на протяжении суток, является состояние коры головного мозга, которое заключается в чередовании ночного отдыха и дневной активности.

Периодичность ритма «сон — бодрствование» и синхронизация его с вращением Земли и факторами окружающей среды составляют жизнь современного человека. Очень важно, чтобы период сна совпадал с темным временем суток, а бодрствование происходило в дневное время.

Новорожденные младенцы и дети первых месяцев жизни часто «путают» день с ночью, вызывая хроническую усталость и истощение нервной системы у всех членов семьи.

Выработка режима новорожденных детей имеет исключительно важное значение для правильного развития ребенка, повышения его сопротивляемости и адаптационных возможностей.

Для установления стабильного биологического ритма необходимо придерживаться рационального режима сна и кормления новорожденного, который является одним из условий здорового образа жизни.

Самым важным циклическим изменениям подвергается нервная система, устанавливая ритм сна и бодрствования. Следующим важным фактором в установлении жизнедеятельности ребенка является ритмичная работа органов пищеварения.

Следовательно, в основе суточного режима сна и бодрствования новорожденного ребенка должно лежать чередование периодов покоя и времени приема пищи.

Это основные режимные моменты, к которым затем привязываются все остальные мероприятия по воспитанию малыша: купание, гуляние, массаж и гимнастика, развивающие занятия и т. д.

Сколько часов в сутки должны спать новорожденные дети?

Сон — это неоднородное физиологическое состояние со сложной структурой, которая тесно связана со степенью зрелости растущего организма ребенка. Сон грудного ребенка во многом отличается от структуры сна взрослого человека и детей старшего возраста.

Сколько часов спят новорожденные, согласно средним статистическим данным? Физиологический ритм младенца подчиняется не суточному циклу, а интервалу с периодом от 90 до 180 минут. Следовательно, периоды сна и бодрствования чередуются у младенца в этом временном интервале.

На втором месяце жизни, когда начинают активно работать зрение и слух, ребенок способен различать день и ночь по световым ощущениям и по уровню шума в квартире и за окном. Так постепенно устанавливается суточная периодика ритма. Сколько спят новорожденные в сутки – зависит, во-первых, от степени физиологической зрелости организма.

Во-вторых, в качестве синхронизатора выступают мероприятия по уходу за ребенком, выполняемые в одно и то же время (кормление, купание, гуляние и т. д.).

Сколько же должны спать новорожденные дети в идеале? Грудничок спит в среднем 19-20 часов, пробуждаясь каждые 4 часа и бодрствуя от 30 минут до 1,5 часов.

К концу 2-го месяца самый продолжительный период сна может составлять 6-7 часов и перемещается на ночное время.

На пятом месяце жизни у большинства детей формируется отчетливый суточный ритм сна и бодрствования, а к году почти все дети имеют продолжительный ночной сон.

Полноценный режим сна младенцу необходим для поддержания психического и физического здоровья, во сне лучше идут восстановительные процессы.

За время сна организм накапливает энергию, которую потом затрачивает на активную трудовую деятельность. При правильном режиме сна новорожденного осуществляется психологическая защита организма.

Человеческий мозг во сне активно работает, осмысливая полученную задень информацию, анализируя ее и вырабатывая решения.

К концу первого года жизни у ребенка проявляется стремление к самостоятельности, и он активно протестует против желания родителей уложить его спать. Непрерывный режим сна у новорожденных в этот период составляет 11-12 часов, а в течение дня по режиму отводится 3 часа на два дневных сна (по 1-1,5 часа).

Как наладить сон новорожденного и приучить младенца к режиму?

Часто родители жалуются, что ребенок плохо спит, несколько раз за ночь просыпается, отказывается спать днем, а вечером невозможно уложить его в постель. К сожалению, проблема ночного сна у детей существовала, и будет существовать. Понятно желание родителей, чтобы ребенок легко засыпал и не просыпался на протяжении всей ночи. Но таким положением вещей могут похвастаться не многие.

Что же делать, как наладить режим сна новорожденного для его же блага? Во-первых, запаситесь терпением. «Терпение — сокровище на всю жизнь», — гласит японская пословица. А в воспитании детей это сокровище приходится беречь и приумножать. Чтобы наладить ночной сон, необходимо строго придерживаться режима и укладывать ребенка в одно и то же время.

Существуют специальные ритуалы, как приучить новорожденного к режиму сна и облегчить ребенку переход от бодрствования к покою. Для малыша в возрасте до 1 года такими ритуалами являются спокойные игры перед сном, вечернее купание, приглушенный свет в спальне, мамина грудь или бутылочка со смесью, колыбельная песенка и ласковое пожелание спокойной ночи.

Перед сном необходимо проветрить детскую комнату, создать в ней комфортную для сна температуру — 18-19 °С. Если вся семья вынуждена жить в одной комнате, отгородите детскую кроватку ширмой, чтобы в нее не проникал яркий свет, приглушите собственные голоса и звук телевизора.

Если налажен режим сна и кормлений, то выделить место для остальных гигиенических мероприятий не составит труда. Массаж и гимнастику желательно проводить в первую половину дня между первым и вторым кормлением.

Прогулка, то есть сон на свежем воздухе, рекомендуется в утренние часы с 10 до 12-13 часов и после обеда с 16 до 18 часов. Вечерний туалет, купание, обливание производятся перед последним приемом пищи и ночным сном.

Как выработать режим сна и бодрствования у новорожденного?

Решая задачу, как выработать режим сна у новорожденного и отдавая дань необходимости правильной цикличности бодрствования и покоя, не возводите режим в культ. Если подошло время кормления, а ребенок спит, не стоит его будить, пусть поспит.

Ведь ребенок лучше всего растет во сне. Если домашние дела задержали выход на прогулку, ничего страшного не произойдет. Пусть поспит дома, а на прогулку выйдете после следующего кормления.

Если за окном разыгралась непогода, отмените сон на свежем воздухе и уложите малыша спать в хорошо проветренной комнате.

Соблюдение режима сна новорожденного ребенка способствует выработке определенного динамического стереотипа, который помогает нормальному функционированию всех органов и систем младенца и ведет к укреплению здоровья.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: https://ladycharm.net/2018/09/pravilnyj-rezhim-sna-novorozhdennogo/

Уважайте биоритмы! Биоритмы что это биоритмы что это такое

Содержание:

  • Что это такое?
  • Лечение временем
  • Самые распространенные заблуждения

У всем известной матрешки есть живой прототип: это наш с вами организм. Сразу объясним почему. Дело в том, что каждая физиологическая функция, будь то сон, переваривание пищи или рост, работает на своей частоте, как радиостанция, и периоды ее активности сменяются периодами затишья, вписываясь в минутные, часовые и суточные земные ритмы.

Колебания с меньшим периодом оказываются включенными в ритмы с большими и регулируются ими. Эта матрешка и есть система биоритмов, в которой все пульсирует, сохраняя общее равновесие.

К содержанию

Что это такое?

В организме человека наиболее отчетливо выделяются колебания, имеющие периоды, равные или близкие по продолжительности к суткам, неделе, лунному месяцу или году. Биологические ритмы позволяют нам приспособиться к переменам в окружающей среде, в первую очередь к смене дня, ночи и времен года.

Чем четче работает система биоритмов, тем крепче здоровье человека. Болезнь начинается с нарушения ритма работы системы органов, и лишь затем появляются клинические симптомы заболевания. Изучение характера биоритмов позволяет «захватить» состояние предболезни, определить тяжесть состояния человека и зафиксировать выздоровление.

Еще до рождения биоритмы позволяют безошибочно судить о состоянии плода: если он здоров, то максимальная частота его сердечных сокращений придется на два часа дня, а затем будет постепенно сокращаться.

Если малыш страдает хроническим кислородным голоданием, картина становится прямо противоположной: частота сердечных сокращений в это время дня минимальна и увеличивается в последующие часы. Выявив недуг еще до рождения ребенка, врач сможет раньше начать лечение.

Закладка биоритмов малыша происходит в момент рождения, их становление осуществляется в первые месяцы жизни и зависит от того, насколько тесным будет контакт малыша с мамой в этот период.

Биоритмы детей отличаются от биоритмов взрослых прежде всего неустойчивостью. Особое значение для малышей имеет правильный ритм сна и бодрствования, который зависит от режима кормлений и формируется уже на 3-5-й неделе жизни.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно строго соблюдать режим дня.

Как мы уже говорили, малые ритмы включаются в большие. К этим последним относятся времена года, поэтому важно помнить об их влиянии на наш организм. Сезонные метеорологические изменения влекут за собой изменения в иммунной системе малышей. Наиболее опасное время — весна и осень.

Вот почему на эти переходные времена года специалисты планируют прививки против детских инфекций, занимаются профилактикой рахита и железодефицитной анемии. Кроме того, наукой зафиксирован ряд интересных фактов, связанных с месяцем или временем года рождения ребенка.

Двойняшки чаще рождаются летом или осенью, осложнения во время беременности редки при зачатии в весенние месяцы, а малыши, появившиеся на свет в осенние и зимние месяцы лучше развиваются. Добавим, что дети быстрее растут весной и летом, а прибавка в весе интенсивнее идет поздней осенью и зимой.

Причем результаты исследований, проведенных в различных климатических условиях, но на одной географической широте, имеют свойство совпадать. Интересная, но пока необъяснимая особенность!

Дети, как и взрослые, делятся по времени наивысшей работоспособности на «жаворонков» — их пятая часть, «сов» — к ним относится треть детей, и «голубей», то есть аритмиков.

Жаворонки наиболее внимательны с 8 до 10 часов утра, а совы — с 4-6 часов вечера. Эти характеристики называются хронотипом.

Важно понять, к какой категории относится ваш малыш, чтобы составить для него разумный распорядок дня и не требовать невозможного.

К содержанию

Лечение временем

Педиатрия относится к биоритмам серьезно, а существование хронобиологии и хронотерапии признано очень давно. Необходимость согласовывать лечение с суточными, месячными или годовыми циклами была подсказана врачебным опытом.

Основная идея «лечения временем» заключается в том, что максимальная эффективность лекарственных препаратов при минимуме побочных явлений совпадает с наибольшим подъемом активности или на 2-3 часа опережает его. Антиастматические бронхорасширяющие препараты нужно принимать поздно вечером или ночью, чтобы предупредить ночной приступ удушья. Другой пример.

Известно, что тяжесть течения аллергии зависит от концентрации биологически активного вещества, гистамина, в крови малыша. Это случается в 7 часов вечера, и именно в это время чувствительность больных детей к аллергенам достигает пика.

Поэтому, малыши, больные атопическим дерматитом, пищевой аллергией, крапивницей, должны начать прием лекарств уже с 4 часов дня, чтобы нейтрализовать максимально возможное количество этого коварного вещества. А вот витамин В6 детям-аллергикам следует давать только в утренние часы, так как вечером он только усиливает аллергические и воспалительные реакции.

При язве двенадцатиперстной кишки препараты, снижающие количество соляной кислоты, детям лучше принимать вечером или на ночь. И это правило касается не только лекарств: недоношенных и некоторых доношенных детей с незрелой способностью усваивать пишу даже лучше кормить по ночам, тогда материнское молоко или искусственная молочная смесь им покажется наиболее аппетитной.

Наиболее известной формой нарушения системы биоритмов является десинхроноз — рассогласование биологических ритмов по фазе, например, из-за перелета в далеко отстоящие часовые пояса. Проявляется десинхроноз утомлением, нарушениями сна и работы пищеварительного аппарата.

О таких реакциях нужно помнить, отправляясь в путешествие. Специалистам известно, по какой причине появляется десинхроноз: он связан с выработкой гормона мелатонина, который отвечает за координацию биологических ритмов в организме.

Мелатонин вырабатывается в гипоталамусе головного мозга и доносит информацию о ритмах до органов и тканей. Его действие на суточные ритмы прямо противоположно эффекту света. Увеличение мелатонина в крови ночью защищает биоритмы прежде всего от действия искусственных источников света.

Не исключено, что в самое ближайшее время на основе мелатонина будет создано самое лучшее в мире лекарство — регулятор биологических ритмов человека.

Хронотерапия в состоянии не только учитывать, но и исправлять биоритмы больного организма с помощью лекарственных средств. Это так называемая пульс-терапия. Например, чтобы оживить функцию коры надпочечников проделывают следующее.

Сначала с помощью высоких доз лекарства (преднизолона) подавляют выделение надпочечниками гормона, затем введение препарата прекращают, и организм резко увеличивает производство своих собственных кортикостероидов в значительно больших количествах, чем до того.

К содержанию

Самые распространенные заблуждения

  • Отступления от режима дня тренируют организм: время от времени малышу полезно ложиться спать поздно, пропускать завтрак, обед или ужин, переходить на летнее или зимнее время, создавать встряски, ломая налаженный ритм жизни. Объяснение хронотерапевта Определенные часы приема пищи, пробуждения и других привычных действий служат организму своего рода сигналами точного времени для настройки биологических ритмов физиологических функций. Соблюдение режима дня стимулирует развитие механизмов приспособления. Урон здоровью, хотя и незначительный, наносит даже перевод стрелок часов на летнее и зимнее время.
  • Во время болезни малыша можно побаловать: позволить ему поваляться в постели, подольше посмотреть любимые мультики, есть побольше витаминов (например, в виде экзотических фруктов). Объяснение хронотерапевта Изменение ритма жизни во время болезни можно допускать, только если малыш тяжело болен. Для других детей обычный распорядок дня лучше сохранить, лишь несколько смягчив его. Будьте осторожны с нововведениями: достаточное количество витаминов предупреждает рассогласование биоритмов, в то время как любые новые продукты увеличивают риск аллергических реакций.
  • Ребенку нужно путешествовать, менять климат и для укрепления здоровья отдыхать на южных морских курортах. Объяснение хронотерапевта До тех пор пока у малыша не сформировались адаптационные системы защиты (и биоритмы как одна из них), путешествия не принесут ему пользы. Поездки на юг нужно исключить для детей первого года жизни и ограничить вплоть до пятилетнего возраста. Если ехать все же необходимо, то по прибытии на место и по возвращении домой малышу нужен щадящий режим в течение 1-3 недель, который поможет организму адаптироваться к новой среде. Как ни странно, время адаптации к родному климату обычно длится на несколько дней дольше.

Константин Григорьев, врач-педиатр, профессор, Статья из январского номера журнала.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Uvazhajte-bioritmy/

Оптимальный режим дня ребенка: ориентация на индивидуальные биоритмы

Просмотры: 8 948

В первый год жизни с ребенком происходят поистине кардинальные изменения: из агукающего крошки он превращается в маленького человечка, который умеет говорить, ходить и отстаивать свои интересы. Естественно, родителям необходимо вовремя приспосабливаться к этим переменам, правильно организовывая при этом режим дня ребенка.

Строго или свободно?

Существует два способа построения графика сна, бодрствования и кормления ребенка: универсальный и индивидуальный. Первый из них описан в литературе, посвященной уходу за детьми. Именно четкий режим дня ребенка считался единственно верным долгие десятилетия.

Но сегодня многие специалисты говорят о том, что он подходит только тем малышам, которые по каким-то причинам пребывают на искусственном вскармливании или не имеют возможности находиться постоянно рядом с мамой.

В тех семьях, где о младенце заботится преимущественно мать, которая кормит его грудью, оптимальным вариантом является режим дня, составленный с учетом индивидуальных потребностей ребенка. При таком режиме практикуется свободное кормление, то есть прикладывание малыша к груди по первому его требованию.

Некоторым родителям может показаться, что подобный режим обозначает полный хаос. На самом деле потребность ребенка в молоке и сне вполне предсказуема, важно просто присмотреться к своему крошке повнимательнее.

Сон и кормление

Все дети разные, каждый из них устанавливает режим сна и кормлений самостоятельно, тем не менее можно выделить некоторые общие закономерности в зависимости от возраста крохи.
1. До двух месяцев. Новорожденный ребенок проводит довольно много времени во сне, и в этом же состоянии он чаще всего сосет грудь.

Может проспать несколько часов подряд или всего пятнадцать-двадцать минут. Некоторые дети выдерживают интервалы между кормлениями до двух часов, но большинство из них просит молоко гораздо чаще.
2. От двух до четырех месяцев. Промежутки между прикладываниями увеличиваются, некоторые кормления становятся очень короткими.

Вырисовывается определенный график сна – от трех до пяти раз в сутки. Ночью ребенок просит грудь каждые час-два во сне.
3. От четырех до шести месяцев. Увеличивается продолжительность кормлений «вокруг сна», то есть до него, во время и после.

Ребенок переходит на трехразовый сон, первые два дневных отдыха более длительные, а третий – короткий.
3. От шести до девяти месяцев. Активность малыша возрастает, во время бодрствования про грудь он забывает. Кормление сводится к запиванию первого прикорма и «усыплению». Спит кроха трижды в день.
4. От десяти до двенадцати месяцев.

В течение дня ребенок простит грудь по «важным» поводам, а также перед сном. Ночью кушает часто и понемногу. Сон становится двухразовым.

5. После года обычно малыш спит днем один раз, а грудь ему нужна только в качестве снотворного. Ночью прикладывания к груди могут быть довольно частыми.

Источник: https://prikormrebenka.ru/optimalnyj-rezhim-dnya-orientaciya-na-individualnye-bioritmy/

(Пропедевтика детских болезней 3 курс)

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

  • ——————————
  • «——»————2006
  • Методические
    рекомендации для студентов по теме:

Особенности
воспитания детей различного возраста,
включая подростковый. Сон, режим дня,
подбор игрушек. Занятия с детьми раннего
возраста. Социальное развитие детей и
подростков, принципы оценки.

Вид
занятия:
практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности
воспитания детей различного возраста.
Значение соблюдения режима дня и сна
для детей. Организация занятий с детьми
раннего возраста и подбор игрушек.

Студент должен знать:

  1. особенности воспитания детей различного возраста

  2. значение режима дня в жизни ребенка (сон, бодрствование, режим кормления).

  3. наиболее частые причины нарушения режима

  4. понятие суточного режима, бюджетного времени

  5. этапы формирования режима

  6. Основные элементы воспитания детей раннего возраста:

  • занятия с детьми первого года жизни
  • занятия с детьми второго года жизни
  • занятия с детьми третьего года жизни
  • воспитание навыков при приеме пищи
  • Воспитание гигиенических правил, высаживание на горшок, одевание и раздевание

7. Организация
режима дня в дошкольном учреждении.
Режим дня детей от 3 до 7 лет

  1. сон; признаки, значение, режим.

  2. занятия с детьми раннего возраста, подбор игрушек.

  3. роль воспитания детей различного возраста.

Студент должен уметь:

  • Уметь составлять режим дня, бодрствования, сна детей различного возраста. Уметь проводить занятия с детьми раннего возраста. Правильно подбирать игрушки для детей.

Вопросы для самостоятельной работы
студентов:

  • социальное развитие детей и подростков
  • принципы оценки социального развития детей.

Значение режима дня в жизни ребенка

Режим
это рациональное распределение во
времени и правильная последовательность
удовлетворения основных физиологических
потребностей
организма ребенка (в активном бодрствовании,
сне, пище), а также пра­вильное
чередование различных видов деятельности
во время бодрствования.

Правильная организация режима жизни
детей — необходимое условие для
нормального развития нервной системы.
С учетом возрастных особенностей ребенка
режим должен предусматривать наличие
всех элементов жизнедеятельности
ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.),
дисциплинирующих и способствующих
нормальному физическому развитию.

Подготовка
ребенка к поступлению в дошкольное
учреждение должна быть разносторонней.
Педиатру следует обратить внимание на
состояние здоровья ребенка и при
необходимости провести оздоровительные
мероприятия, чтобы ребенок лучше
справился с трудностями адаптационного
периода.

После заболевания ребенка
можно направлять в дошкольное учреждение
— только после полного выздоровления.
Воспитатель должен внимательно отнестись
к новичку, выяснить у родителей особенности
его воспитания, привычки, постараться
пробудить в детях доброжелательное
отношение к новому ребенку.

Ребенок
быстрее адаптируется, если и дома, и в
дошкольном учреждении придерживаются
одного и того же режима и приемов
воспитания. Продолжительность пребывания
в группе вновь поступивших детей следует
увеличивать постепенно. Частая смена
персонала или неоправданный перевод
из одной группы в другую может травмировать
ребенка.

В связи с этим рекомендуется
подождать, пока ребенок привыкнет к
новым условиям.

Режим включает три основных компонента:

  1. распределение во времени (ритм);

  2. последовательность действий;

  3. характер активности.

Ниже приведена классификация
наиболее частых причин нарушения режима.

  1. Неблагоприятный социальный анамнез (91%):

  1. незрелые семьи (до 20 лет);

  2. низкий уровень образования;

  3. нездоровый психологический климат в семье;

  4. неполная семья (по определению ВОЗ, благополучная семья — это семья, где на одного ребенка приходится трое любящих взрослых);

  5. однополая семья (страдают мальчики; авторитарность бабушки — частая причина неврозов у детей);

  6. низкая зарплата;

  7. стесненные жилищные условия.

  1. Неблагоприятный биологический анамнез (88%):

  1. неблагополучие во время беременности;

  2. неблагополучие во время родов;

  3. неблагополучие в период новорожденного;

  4. искусственное вскармливание (до 3 месяцев — 60%).

  1. Нарушение поведения (86%) (возбужденный ребенок).

  2. Пограничные состояния (82%):

  1. гипотрофия;

  2. экссудативный диатез;

  3. энцефалопатии;

  4. рахит.

  1. Хронические заболевания (47%):

1) в понимании речи;

  1. в развитии эмоций;

  2. в развитии движений.

  1. Острые заболевания (38%).

  2. Низкий уровень физического развития (35%).

Значение
режима
заключается,
прежде всего, в том, что он способствует
нормальному функционированию внутренних
органов. Правильный режим обеспечивает
уравновешенное, бодрое состояние
ребенка, предохраняет нервную систему
от переутомления, создает благоприятные
условия для физического
и психического развития малыша.

Таким образом, режим — это средство:

  1. своевременного и полного удовлетворения физиологических потребностей организма;

  2. охраны здоровья ребенка;

  3. физического воспитания;

  4. защиты нервной системы.

В понятие «суточный
режим»
входит
деятельность организма и распределение
в течение суток всех видов деятельности,
отдыха и приемов пищи. Рациональный
режим предполагает соответствие его
содержания, организации и построения
определенным гигиеническим принципам.

Эти принципы обусловлены
анатомо-физиологическими особенностями
детского организма. Суточный режим,
определяя весь уклад жизни, является
важным фактором, обеспечивающим
нормальное физическое и умственное
развитие детей и подростков.

Рационально
построенный режим создает предпосылки
для оптимальной работоспособности,
предупреждает развитие утомления,
повышает общую сопротивляемость
организма.

Один из принципов гигиенического
режима — ежедневное его выполнение,
недопустимость частых изменений,
постепенность перехода к новому режиму
обучения и воспитания. Уровень
работоспособности коры больших полушарий
мозга определяется морфологической и
функциональной зрелостью нервной
системы.

Все виды деятельности труда и
отдыха должны включаться в режим.
Деятельность должна быть посильной и
не превышать предел работоспособности
клеток коры, а отдых обеспечивать полное
их функциональное восстановление. Этот
принцип определяет содержание режима
и суточный бюджет
времени
.

  1. Под бюджетным временем
    понимается суммарная продолжительность
    всех режимных моментов, которые можно
    объединить в 6 основных компонентов
    режима:
  2. • сон;
  3. • прогулки;
  4. • учебная деятельность;
  5. • игровая деятельность;
  6. • отдых по собственному выбору;
  7. • прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность
каждого из этих компонентов из­меняются,
приобретая новые особенности и характерные
черты. Сон — это отдых, обеспечивающий
полное функциональное восстановление
всех физиологических систем.
Физиологиче­ская потребность в сне
детей раннего возраста зависит от
уров­ня работоспособности их нервной
системы.

Так, в период ново­рожденности
длительность сна около 16,5 ч. Такая
потребность в сне объясняется тем, что
даже незначительные внешние раз­дражители
оказываются для новорожденного
сверхсильными, превышают предел
работоспособности нервных клеток,
вызы­вая охранительное торможение.

Поэтому сон — это физиологи­ческое
состояние ребенка этого возраста.

  • В первый месяц жизни ребенок спит
    беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается
    суточный режим сна:
  • • ночной — 10—11 ч;
  • • дневной — 6—6,5 ч.

В течение
первых трех лет жизни длительность
ночного сна практически не меняется, а
уменьшение общей суточной продолжительности
идет за счет сокращения числа периодов
дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной
сон устанавливается к 1,5—2 годам и
сохраняется в течение всего дошкольного
периода. К 7—8 годам формируется монофазный
сон в ночное время.

К 17—18 годам длительность
сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых.
Систематическое недосыпание может
привести к снижению умственной
работоспособности. Прогулки — наиболее
эффективный вид отдыха, восстанавливающий
сниженное в процессе деятельности
функциональное состояние организма и
работоспособность.

Эффективность
прогулок обусловлена повышенной
оксигенацией крови, улучшением
окислительных процессов и тканевого
дыхания. Пребывание на воздухе —
действенное средство закаливания
организма, профилактика ультрафиолетовой
недостаточности и гиподинамии. Характер
и длительность прогулок имеет определенные
особенности.

С 1,5 лет в режим вводятся
прогулки, постепенно заменяющие сон на
воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста
предусматриваются 3 прогулки, общая
продолжительность прогулок — до 4,5—5
ч. в дальнейшем длительность прогулок
для младших школьников — 3,5 ч, старших
— 2,5 ч в сутки.

Учебные занятия в раннем
возрасте (первый, второй год) носят
характер игры, продолжительность их
составляет не более 10 мин. В дошкольном
возрасте в режиме предусматриваются
занятия по 20—30 мин, направленные на
развитие речи, устный счет, т. е. способность
оперировать отвлеченными понятиями.
Большое внимание уделяется развитию
двигательных навыков.

Уровень
морфологического и функционального
развития организма подростка в 15—16 лет
позволяет приступить к профессиональному
обучению, формированию сложных рабочих
стереотипов. Игровая деятельность и
отдых по собственному выбору способствуют
формированию у детей положительных
эмоций.

Время игровой деятельности в
суточном бюджете детей раннего возраста
закономерно увеличивается в связи с
сокращением продолжительности дневного
сна и удлинения периодов бодрствования.
У дошкольников игровая деятельность
занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по
собственному выбору.

Приемы пищи, как
и личная гигиена, являются обязательными
компонентами режима детей любого
возраста. Они воспитывают и развивают
гигиенические культурные навыки, знания,
умения. Водные процедуры являются
элементами закаливания.

В суточном
бюджете необходимо предусмотреть
достаточное время для приемов пищи,
утреннего, вечернего туалета, переодевания
детей, умывания перед едой. Важно
рациональное распределение компонентов
режима в течение суток, их смена,
чередование. В процессе выполнения
этого принципа необходимо исходить из
учета биологических ритмов, рационального
чередования деятельности, использования
механизма повышения работоспособности.

Необходимость
соблюдения режима связана с двумя
моментами. Во-первых,
жизнь на Земле подчинена определенным
ритмам (смена дня и ночи,
смена времен года, фаз луны и т.д.).
Во-вторых, практически вся наша
разумная деятельность строится на
основе стереотипов.

Стереотип, или
привычка, выступает в данном случае как
средство охраны высшей нервной
деятельности.

Режим
для ребенка — это и есть первый в жизни
формируемый
сложный ритмичный стереотип, призванный
охранять нервную систему и
здоровье ребенка и способствовать
формированию последующих стереотипов
(привычек).

При назначении режима дня
учитываются: возраст, индивидуальные
особенности высшей нервной деятельности
ребенка; состояние здоровья — период
выздоровления после болезни, период
адаптации к детскому учреждению;
уровень физического развития; условия
жизни дома; время года и климатические
условия. Переводить ребенка на следующий
возрастной режим
нужно постепенно при условии, если он
физиологически уже подготовлен к этому
переходу.

На необходимость коррекции режима
указывают:

  1. возраст;

  2. длительность и характер засыпания;

  3. длительность сна;

  4. особенности поведения в период бодрствования.

Режиму должны подчиняться три потребности:

  1. активность (бодрствование);

  2. сон;

  3. пища.

Бодрствование
это деятельное
состояние коры полушарий головного
мозга, находящейся в активном
взаимодействии с подкорковыми отделами
головного мозга. По определению И.П.
Павлова, бодрствование поддерживается
теми раздражителями из внешнего мира,
которые действуют на большие полушария.

На длительность бодрствования влияют:

  • объем потока информации, количество впечатлений, активная деятельность ребенка;
  • предел работоспособности нервной системы (степень зрелости мозга), который определяется возрастом;
  • качество сна (так, качество сна новорожденного не дает основы для длительного бодрствования).

Бодрствование предполагает различные
виды активности (умывание, одевание,
еда, игра, занятия с мамой, прогулка).

Основой рационального бодрствования
является смена характера ак­тивности,
т.е. переключение с одного вида деятельности
на другой. Любое однообразие деятельности
вызывает у ребенка утомление. С точки
зрения физиологии доказано, что любая
работа будет продуктивной, если она
вклю­чает чередование трех компонентов:
1) умственной нагрузки; 2) физической
активности; 3) положительных эмоций.

Бодрствование тесно сопряжено со сном.

Сон — заторможенная деятельность
всех воспринимающих органов и систем.
Мозг активен, но активное его состояние
направлено на восстанов­ление затрат
энергии и переработку информации.

Сон, как и бодрствование, подчиняется
возрастной зависимости. Однако с
возрастом изменяется только количество
дневного сна.

Потребность в сне определяется:

  • слабостью нервной системы;
  • индивидуальными и конституциональными особенностями ребенка;
  • уровнем здоровья;
  • качеством сна.

Ребенок — существо с полифазным сном,
поэтому полноценным, или качественным,
для него будет сон, в котором чередуются
фазы глубокого (медленного) и поверхностного
(быстрого) сна.

Только ослабленный (быстрый, поверхностный)
сон наблюдается:

  • у детей в больницах;
  • у перевозбужденного ребенка;
  • при шуме во время засыпания;
  • если перед сном ребенок очень плотно поел;
  • при несоответствии режима возрасту и состоянию ребенка.

Наоборот, быстрый сон не наступает:

  • после длительной, тяжелой физической нагрузки;
  • при медикаментозном сне;
  • у больных детей в крайне тяжелом состоянии.

Доказано, что если нет ослабленного
сна, то нет сновидений и нет отдыха.

У взрослых периодизация
сна составляет 90 минут. У ребенка она
формируется ко
второму году жизни.

Таблица 1

Источник: https://studfile.net/preview/3219823/

Ссылка на основную публикацию